Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, сравнивают с ярким пламенем, а бесчисленных живых существ – с искрами этого пламени. Живые существа и Верховный Господь, подобно искрам и пламени, в качественном отношении не отличаются друг от друга, и все же между ними есть разница. Вишну, Всевышний, бесконечно огромен, тогда как живые существа, которые являются всего лишь искрами, ничтожно малы. Крошечные живые существа – это эманации изначального безграничного духа. По своей истинной природе они являются бесконечно малыми духовными частицами, в которых нет ничего материального. Живые существа не обладают величием Нараяны, Вишну, пребывающего за пределами материального мира. Даже Шанкарачарья признаёт, что Нараяна находится за пределами сотворенного космоса. Поскольку ни Вишну, ни живые существа не принадлежат к материальному миру, может возникнуть вопрос: «Зачем вообще созданы эти мельчайшие частицы духа?» Ответ заключается в том, что Высшую Абсолютную Истину можно считать обладающей полным совершенством, только если Она и бесконечно велика, и бесконечно мала. Если бы Абсолютная Истина была лишь бесконечно огромной, но не бесконечно малой, Она не была бы совершенной. Бесконечно огромной частью Абсолютной Истины является вишну таттва , Верховная Личность Бога, а бесконечно малой – живое существо. Благодаря безграничным желаниям Верховной Личности Бога существует духовный мир, а благодаря бесконечно малым желаниям индивидуальной души существует мир материальный. Когда бесконечно малые живые существа пытаются удовлетворить свое бесконечно малое стремление к материальным наслаждениям, их называют джива шакти , но, когда они связаны с безграничным Господом, их называют освобожденными душами. Следовательно, нет нужды спрашивать, почему Бог создал эти духовные искры: они просто являются бесконечно малыми частицами Всевышнего, которые дополняют Его. У бесконечно большого, несомненно, должны быть бесконечно малые частицы. Живые существа являются крошечными неотъемлемыми частицами Господа, Высшей Души, и между бесконечно большим и бесконечно малыми происходит обмен эмоциями. Не будь бесконечно малых живых существ, Верховный Господь был бы бездеятельным и в духовной жизни не было бы разнообразия. Бессмысленно называть кого то царем, если у него нет подданных; так и понятие «Верховный Бог» не имело бы смысла, если бы не было бесконечно малых живых существ. Какой смысл употреблять по отношению к кому либо слово «повелитель», если ему некем повелевать? Итак, живые существа – это экспансии энергии Верховного Господа, а Сам Господь, Личность Бога, Кришна – источник энергии. (ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ: ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ «ВЕДАНТЫ») A.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада -Учение Шри Чайтаньи-